Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ЭКОСАД» г. Перми – уникальный детский сад, где весь образовательный процесс пронизан идеей развития и воспитания детей в согласии с природой.
Основное направление деятельности – экологическое воспитание дошкольников через практическую природоохранную деятельность. Важное условие этой деятельности – участие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов и социальных партнёров детского сада. И, конечно, особенная развивающая предметно-пространственная среда: экологические центры, лаборатории, метеорологическая станция, экологическая тропа, комплекс интерактивных экологических игр и занятий.
МАДОУ «ЭКОСАД» г. Перми – центр экологического воспитания дошкольников
Автор Ю. В. Романенко
Аннотация: в статье рассмотрены основные особенности образовательного процесса дошкольного учреждения «ЭКОСАД», позволяющие продемонстрировать уникальность выбранного бренда дошкольной организации – экологическое воспитание дошкольников.
Идея, заложенная в основу бренда «ЭКОСАД»
Высокое качество дошкольного образования сегодня не может быть обеспечено за счет формирования у детей определенной системы знаний. Для человека двадцать первого века важно иметь набор устойчивых навыков, которые каждый конкретный человек может использовать для индивидуализации своего образования, для построения успешной карьеры, для обеспечения себе здорового образа жизни.
Традиционно, формирование у дошкольников основ экологической культуры строилось на опережении «знаньевой» составляющей по отношению к практическому опыту детей. Большинство программ воспитания экологической грамотности включали в себя экологические беседы, чтение специальных детских книг, просмотр иллюстраций и фильмов.
Основная идея ДО «ЭКОСАД» состоит в широком использовании практической, продукто–ориентированной деятельности детей, которая приводит их к формированию устойчивых навыков бережного отношения к живому миру, стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края, становление активной позиции в формировании для себя и окружающих здорового образа жизни.
Экологическое воспитание дошкольников в детском саду «ЭКОСАД» строится на практико-ориентированном едином образовательном пространстве, которое предполагает включение детей в экологически-ориентированную деятельность. Именно деятельностный подход к экологическому воспитанию дошкольников, наполненный интересным современным содержанием и новыми педагогическими технологиями, является основой для формирования у детей устойчивых навыков бережного отношения к природе и в частности, к своему здоровью.
Идею дошкольной организации активно поддерживают наши социальные партнеры: Пермская сельскохозяйственная академия, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Мотовилихинское участковое лесничество и др.
Особенности развития бренда «ЭКОСАД»
Остановимся на некоторых особенностях образовательного процесса дошкольного учреждения «ЭКОСАД», позволяющих продемонстрировать уникальность бренда нашего дошкольного образовательного учреждения.
Основные направления работы:
- создание уникальной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей деятельностную составляющую экологического воспитания детей;
- создание образовательно-воспитательной среды экологической направленности, состоящей из программно-методической базы и набора педагогических технологий;
- создание социально-педагогической среды. Эта деятельность предполагает не только специальную подготовку воспитателей, но и привлечение к реализации программ экологической направленности внешних социальных партнеров детского сада.
Рассмотрим особенности работы по первым двум направлениям.
Предметно-пространственная среда
В помещениях детского сада и на территориях создана современная эколого-развивающая среда.
Имеется современное IT оборудование: интерактивные доски, песочницы, интерактивные кубики, книжки, интерактивный пол, компьютеры, ноутбуки, планшеты, наборы робототехники с программированием и Lego-конструирования, робомыши.
Для формирования экологических знаний и умений используется разнообразное оборудование: наборы для опытно-экспериментальной деятельности, лаборатории «Живая природа», магнитные карты Пермского края и России.
На территории детского сада создана экологическая тропа, природные лаборатории, метеорологическая станция.
Образовательно-воспитательная среда
Образовательно-воспитательная среда представляет собой единство трех составляющих: система курсов экологической направленности, разработанная для каждого возраста; комплекс тематических месячников и акций; общие традиционные мероприятия и праздники экологической направленности.
Системное экологическое образование и воспитание
курсы экологической направленности по возрастам с перечнем практических работ программы экологических "прогулок-путешествий" для детей старшего и подготовительного возраста
Месячники, акции, проекты экологической направленности
тематический план проведения экологических месячников с примерным перечнем проектов для каждого возраста детей тематический план проведения экологических акций с указанием практических продуков для каждой акции
Общие традиционные мероприятия экологической направленности
календарь общесадовских мероприятий календарь общих мероприятий по возрастам
Реализация курсов экологической направленности проходит с использованием интерактивного оборудования и проводится для детей с 3-х лет. Если для младшего дошкольного возраста - это игры в интерактивной песочнице и на интерактивном полу (например: «Соберём грибы», «Какое животное больше?», «Времена года»), то для старших дошкольников – это решение экологических задач по правилам поведения в лесу, помощи растениям, животным и птицам, экологические смарт игры, разработанные педагогами ДОУ.
Расширено содержание программы «Пермячок.ру. Обучение с увлечением». Педагогами разработаны и добавлены новые темы экологического содержания к модулю «Прогулки по Перми»: «Растения и животные Пермского края», «Экологические памятники Перми и Пермского края», которые старшие дошкольники успешно осваивают через компьютерные игровые технологии.
Разработан и включен в программы курсов экологической направленности модуль по LEGO-конструированию и робототехники для детей 5-7 лет («Ферма», «Животные родного леса», «Умные машины» и др.).
Для практических занятий курсов экологической направленности в помещениях детского сада, помимо традиционных экологических уголков, для детей старшего дошкольного возраста созданы центры юного исследователя природы, лаборатории и центры природного творчества, где дети имеют возможность проращивать семена овощных и декоративных растений, проводить опыты с водой, землей и иными природными материалами и т.д.
На территории детского сада практические занятия проходят в экологических зонах. На метеоплощадке дети старшего дошкольного возраста приобретают навыки работы с метеоприборами, наблюдения за различными явлениями природы, фиксации результатов наблюдений в специальные таблицы с использованием условных знаков.
На экологической тропе детского сада и на городской экологической тропе «Липовая гора» дети среднего и старшего возраста (1, 2 раза в месяц в зависимости от тематики соответствующего курса или месячника) знакомятся с растениями родного края и их ценностью, наблюдают за сезонными изменениями в жизни растений, насекомых, животных (на территории ДОУ живут белки).
Они размещают кормушки для птиц и домики для белок, решают экологические ситуативные задачи, убирают природный мусор, размещают плакаты и анонсы об объектах природы и их охране, изготавливают совместно со взрослыми артобъекты.
Начиная со среднего возраста, в образовательную деятельность, помимо курсов экологической направленности, включаются тематические месячники и акции, основанные на проектной деятельности. Природоохранные акции «Дом для птиц», «Посади дерево» и др. проходят совместно с родителями и социальными партнёрами ДОУ.
В рамках тематических месячников в детском саду работает сезонная «Мастерская природы», организаторами которой стали педагоги – руководители детских дизайнерских студий. С наступлением каждого нового сезона они проводят для старших дошкольников мастер-классы по изготовлению интерьерных вещей из природных материалов. Нередко своим мастерством на таких занятиях делятся и родители детей.
В детском саду, помимо традиционных праздников и утренников, проводятся общие мероприятия: «День Земли», «День птиц», «Бал цветов», «Праздник берёзки», во время которых дети демонстрируют полученные экологические знания, умения и навыки.
Систематически организуются выставки: «Вырастили сами своими руками», «Чудеса флористики»; фотовыставки «Домашние питомцы», «Ребёнок в природе» и др.
Находкой стала работа фабрики «Эколашка», где дети всех возрастов совместно с родителями изготавливают удивительные вещи из «экологического мусора»: использованных фломастеров, пластиковой посуды, CD-дисков, сломанной бижутерии. Эти продукты творчества используются для организации сюжетно-ролевых игр, игр для развития мелкой моторики.
По инициативе родителей был разработан «Семейный маршрут выходного дня» - ежемесячные экскурсионные экологические программы. Наши воспитанники и их родители частые гости в конном клубе, страусиной ферме, клубе Хаски, Кунгурской ледяной пещере, Чусовском этнопарке и других интересных объектах прямого общения с природой. Информацию о семейных поездках дети и родители представляют в тематических альбомах «Путешествуем по Пермскому краю», где размещаются фото, интересные факты семейных поездок по краю. Для организации семейного досуга создана игротека (экологические настольные игры, викторины, лото, «театр» из природного материала).
Портрет выпускника мы представляем в конкретных показателях: знает и применяет 10 основных правил поведения в природе, 10 основных экологических правил жизни, владеет навыками элементарной природоохранной деятельности. Например, может изготовить кормушку для птиц из подручных материалов, умеет изготовить экопредметы для личного пользования (экоручка, экокнига и др.), умеет использовать ненужные вещи для изготовления новых, т.е. дать им «вторую жизнь».
Педагоги накопили уникальный материал по экологическому воспитанию дошкольников, разработали и изготовили авторские дидактические и развивающие игры, картотеки наблюдений за природой, опытов и экспериментов с природными материалами и явлениями, создали экологическую библиотеку.
Результаты работы ДОУ «ЭКОСАД»
Наши педагоги, дети и родители активные участники экологических акций, шествий, конкурсов районного, городского и всероссийского масштаба.
За 2016 – 2020 годы воспитанники, родители и педагоги детского сада стали победителями, призёрами и участниками следующих мероприятий:
- Международные конкурсы экологической моды «Эко-бум»: 2016 (1 место), 2017 (спецприз), 2018 (1 место, спецприз), 2019 (1 место), 2020 (1, 2 места).
- Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа».
- Всероссийский конкурс социальной рекламы «Год экологии».
- Городской конкурс экологических флешмобов (2 место).
- Городской конкурс экологических проектов (1 место), в результате которого с 2016 г. стали организаторами ежегодного городского экологического фестиваля дошкольных учреждений «Эко - лето, эко – дети».
- Городской проект по организации культурной зоны отдыха на экологической тропе «Липовая гора».
- Городской экологический фотоконкурс «Сохраним зелёную ель» (спецпризы),
- Городской конкурс «Экоёлка» (1 место).
- X всероссийская детская палеонтологическая научно-практическая конференция (1 место).
- Городская акция «Макулатурный десант» - 1 место.
- Краевой конкурс «Зелёные символы Пермского края» (3 место).
https://korableva-ekosad.ru/ekologicheskoe-vospitanie/nash-detskij-sad#sigProId2abfc4ddd8

